Дымосос двустороннего всасывания ДРЦ-21Х2
Назначение и область применения
Центробежный дымосос двустороннего всасывания ДРЦ-21Х2 предназначен для отсасывания дымовых газов из вращающейся цементной печи диаметром 5 и длиной 115 м.
Дымосос ДРЦ-21Х2 является машиной специального назначения и применение его не по назначению не допускается.
Дымосос рассчитан на продолжительный режим работы в помещениях и на открытом воздухе в условиях умеренного и тропического климата (климатическое исполнение У или Т, категория размещения 1, ГОСТ 15150-69).
Запуск дымососа разрешается при температуре в улитке не ниже -30°С.
Максимально допустимая температура на входе в дымосос не должна превышать 250°С.
Эксплуатация дымососа допускается при частоте вращения 750 об/мин.
Техническая характеристика дымососа ДРЦ-21Х2
Техническая характеристика вентилятора приведена в табл. 1.
Таблица 1
Диаметр рабочего колеса, мм |
2100 |
Маховой момент ротора, кгс·м2 |
4390 |
Производительность, м3/ч |
420000 |
Полное давление, кгс/м2 |
315 |
Температура, °С |
170 |
Частота вращения, об/мин |
740 |
Мощность на валу, кВт |
575 |
Максимально допустимая частота вращения, об/мин |
750 |
Максимальный КПД, % |
66.3 |
Габаритные размеры при φ = 45—135°, мм: |
|
длина (без электродвигателя) |
6200 |
ширина |
5560 |
высота |
5100 |
Масса дымососа (без электродвигателя), т |
14.2 |
Статическая нагрузка па фундамент, т: |
|
от массы ходовой части, подставок и рабочего колеса |
5.2 |
от массы улитки, всасывающих карманов и направляющих
аппаратов |
9 |
Примечание. Средний ресурс при запыленности дымовых газов неабразивной пылью не более 30 г/нм
3.
Конструкция дымососа ДРЦ-21Х2. Описание
| Рис.1 Дымосос ДРЦ-21Х2 |
Основными узлами дымососа являются: рабочее колесо, ходовая часть, улитка, всасывающая воронка и направляющий аппарат.
Рабочее колесо дымососа представляет собой сварную конструкцию, состоящую из крыльчатки и ступицы. Крыльчатка (рис. 2): состоит из 18 листовых радиально оканчивающихся лопаток (24X2), расположенных между основным (коренным) и двумя коническими (покрывающими) дисками. Лопатки крыльчатки и конический диск штампованные. Ступица, выполненная из стального литья, крепится к основному диску крыльчатки с помощью заклепок.
| Рис.2 |
Крыльчатка в сборе со ступицей крепится на валу ходовой части посредством двух разрезных конических втулок, которые затягиваются шпильками, расположенными на обоих торцах ступицы.
Ходовая часть дымососа состоит из: трубчатого вала с приваренными с двух сторон цапфами; двух разъемных чугунных корпусов подшипников; двух подшипников качения и упругой втулочно-пальцевой муфты, соединяющей вал машины непосредственно с валом электродвигателя. Подшипник со стороны электродвигателя является опорно-упорным, с другой стороны - опорным. Опорный подшипник свободно перемещается в корпусе, за счет чего компенсируются возможные температурные изменения длины вала. Корпуса подшипников монтируются на подставках, которые крепятся к общему фундаменту фундаментными болтами.
Смазываются подшипники с помощью ванны, расположенной в полости корпусов ходовой части. Уплотнение вала - комбинированное центробежносальниковое, состоит из резиновых манжет и маслосбрасывающих колец, предотвращающих утечку масла. Для охлаждения масла в корпусах подшипников смонтированы змеевики, расположенные в масляной ванне (рис. 3).
| Рис.3 |
По змеевику циркулирует охлаждающая вода, подводящаяся с одной стороны корпусов подшипников. Расход охлаждающей воды составляет около 0,5 м
3/ч на дымосос, температура па входе в змеевик не должна превышать 25°С. На период зимней эксплуатации при понижении температуры окружающей среды ниже 0°С система водяного охлаждения отключается, и вода удаляется продувкой змеевика сжатым воздухом.
Допустимая температура подшипников ходовой части не должна превышать 70° С.
Уровень масла в масляной ванне контролируется указателем уровня, температура масла - двумя термометрами сопротивления типа ТСП-085 (ГОСТ 6651-59), для установки которых в корпусе ходовой части предусмотрены гнезда - над опорным и упорным подшипниками. Гнезда под термометры сопротивления позволяют устанавливать гильзу (оправу) с техническим ртутным термометром типа П5-1°-240-66 (ГОСТ 2823-73).
Для смазки подшипников применяется масло турбинное Т22 (ГОСТ 32-74) или индустриальное И-20А (ГОСТ 20799-75).
Ротор дымососа в сборе (ходовая часть с насаженным рабочим колесом) подвергается балансировке на заводе-изготовителе.
Для уменьшения передачи тепла, распространяющегося в процессе работы машины вдоль вала от рабочего колеса в сторону подшипников, предусмотрено воздушное охлаждение вала ходовой части: на вал (с левого и правого его конца) надевается цилиндрическая обечайка, прикрепляемая консольно с помощью фланца к внешней боковой поверхности всасывающих карманов. Благодаря разрежению, создаваемому рабочим колесом дымососа, в зазор между обечайкой и валом засасывается наружный воздух, который движется вдоль вала навстречу распространяющемуся теплу, отбирает это тепло и затем, нагретый, поступает на всас рабочего колеса вместе с перемещаемыми дымовыми газами. Следует иметь в виду, что эффективное воздушное охлаждение вала происходит только во время работы дымососа, поэтому, при его останове не допускается пропуск горячих дымовых газов через дымосос.
Улитка - сварная из листовой и профильной сталей. Для создания необходимой жесткости торцевые стенки улитки усиливаются оребрением из угольников и полос. В улитке имеется лаз, обеспечивающий возможность технического осмотра проточной части дымососа при кратковременных остановах. Для выема ротора из улитки предусматривается съемная часть.
Дымосос поставляется с окончательно приваренными к торцевым стенкам улитки кронштейнами, место расположения которых определяется требуемым разворотом улитки. Кронштейны монтируются на подставках болтовым соединением, подставки крепятся к общему фундаменту фундаментными болтами.
Всасывающие карманы (правый и левый) - сварные из листовой стали. Для создания необходимой жесткости торцевые стенки всасывающих карманов усилены оребрением из профильной стали и полос. Предусмотрена съемная часть для выема ротора. Разъем всасывающих карманов осуществляется по тем же плоскостям, по которым разнимается улитка. Всасывающие карманы прикрепляются к фланцам улитки болтами. Для предотвращения прогибов улитки от массы всасывающих карманов каждый из них опирается на подставку, приваренную к обечайке всасывающих карманов; подставки монтируются на опорах, которые крепятся к общему фундаменту фундаментными болтами.
В зависимости от расположения выхлопного патрубка улитки и входных патрубков всасывающих карманов дымосос имеет одно исполнение φ = 45-135°. Схема разворотов дымососа левого и правого направления вращения приведена на рис. 4.
| Рис.4 |
Режим работы дымососа устанавливается упрощенными направляющими аппаратами шиберного типа (левым и правым).
Упрощенные направляющие аппараты встроены во всасывающие карманы и имеют по четыре объемные лопатки, сваренные из листовой стали. Оси лопаток вращаются в чугунных подшипниках, установленных в раме. Рама - разборная, выполнена из швеллера. Движение от одного аппарата к другому передается посредством вала - вставки с карданными шарнирами.
Лопатки направляющих аппаратов могут поворачиваться на угол от 0 (всасывающее отверстие открыто полностью) до 90°. При промежуточных углах от 0 до 90° поток газов воздуха отклоняется по направлению вращения рабочего колеса, что приводит к плавному уменьшению производительности и давления, развиваемых машиной.
Привод направляющих аппаратов осуществляется от однооборотного электроисполнительного механизма типа МЭО-160.
В конструкции дымососа предусмотрено ограждение вращающейся части - упругой втулочно-пальцевой муфты.
Для установки дымососа должен быть спроектирован и сооружен фундамент согласно чертежу общего вида. План расположения фундаментных болтов приведен на рис. 5. Конструкция фундамента и способ заделки фундаментных болтов разрабатываются проектной организацией.
| Рис.5 |
Для защиты обслуживающего персонала от воздействия высокой температуры металлоконструкции дымососа должны покрываться снаружи слоем теплоизоляции. Температура наружной поверхности тепловой изоляции не должна превышать 45°С при температуре окружающей среды 20°С.
Теплоизоляция проектируется и выполняется силами и средствами заказчика.
Конструкция дымососа не рассчитана на восприятие нагрузок от массы и теплового расширения подводящих и отводящих газопроводов. Перед и за дымососом устанавливаются компенсаторы.
Привод дымососа осуществляется от закрытых односкоростных асинхронных электродвигателей типа ДАЗО2 (табл. 2).
Таблица 2
Типоразмер дымососа |
Электродвигатель |
Тип |
Установленная мощность, Вт |
Напряжение, В |
Частота вращения, об/мин |
ДРЦ-21Х2 |
ДАЗО2-16-54-8У1 |
630 |
6000 |
740 |
ДРЦ-21Х2 |
ДАЗО2-17-44-8Т1* |
630 |
6000 (6300; 6600) |
740 |
* Привод дымососа для экспорта в страны с тропическим климатом.
Производительность, полное давление, мощность на валу и КПД дымососа определяются на различных режимах работы по аэродинамической характеристике (рис. 6).
| Рис.6 |
Дымосос поставляется узлами, указанными в табл. 3.
Таблица 3
Комплект поставки |
Число узлов на одну машину |
Примечание |
Улитка |
1 |
|
Всасывающий карман с упрощенным направляющим
аппаратом |
2 |
Правый и левый |
Ходовая часть с рабочим колесом |
1 |
То же |
Подставка |
2 |
|
Ограждение муфты |
1 |
Комплект |
Монтажные детали |
1 |
|
Электродвигатель |
1 |
См. табл. 2 |
Размеры поставляемых узлов ограничены нормальным железнодорожным габаритом.
В объем поставки не входят: контрольно-измерительные приборы, асбестовые уплотнения разъемов дымососа, электроисполнительный механизм и внешние трубопроводы водяного охлаждения.